Первые месяцы Великой отечественной войны показали, что Красной Армии катастрофически не хватало мощных и быстроходных грузовых автомобиле и артиллерийских тягачей. Правительством была поставлена задача в кротчайшие сроки создать вездеход на базе ЗИС-5. И в 1942 году Московский автозавод имени Сталина выпустил полугусиничный ЗИС-42. Проведенные заводом испытания выявили отличную проходимость по болоту, грязи и снегу.
Первое, что бросается в глаза, - необычный гусеничные движители. Они устанавливались на задний мост. Задние колеса передавали крутящий момент на звездочки, а те, в свою очередь, на гусеницы. Для движения по снегу или по болоту на передние колеса надевались специальные широкие лыжи.
Деревянная кабина и простые квадратные крылья, присущие военному ЗИС-5 "Трехтонка", перекочевали на ЗИС-42. Перед радиатором ставилась решетка, а снизу двигатель защищался поддоном, кузов всегда покрывался брезентовым тентом маскировочного цвета.
Под капотом стоит усиленный 6-ти цилиндровый нижнеклапанный двигатель от автобуса ЗИС-16, развивающий 84 лошадиные силы. В то время это была богатырская сила! В кабине ничего интересного - интерьер обычного ЗИС-5 "Трехтонка". Стартер включается в работу напольной кнопкой (так заводились все автомобили того времени).
Мотор запускается быстро и работает удивительно ровно. По хорошей дороге машина идет и управляется довольно легко и разгоняется (на гусеницах!) до 40 км/ч. На лесных дорогах и пересеченной местности ЗИС-42 трясет меньше, чем обычный ЗИС-5. За свою службу машине приходилось вскарабкиваться на 30 градусный подъем, преодолевать броды глубиной до 1 метра и штурмовать окопы шириной в метр.
Никого не смущал расход бензина от 60 до 100 литров на сотню. Как и в ЗИС-33, в ЗИС-42 проблемой была ненадежность движителей: ломались редукторы, рвались цепи, соскакивали гусеницы, да и грузоподъемность была не ахти какая - всего 2 тонны.
За 4 года было выпущено около 6 000 ЗИС-42. До 50-ых годов они служили в Советской Армии, а потом были списаны или переделаны в обычные грузовые автомобили ЗИС-5. В народном хозяйстве их не было поэтому, несмотря на массовый выпуск, несколько десятилетий, вплоть до наших дней, модель считалась безвозвратно утерянной для истории.
Останки автомобиля ЗИС-42 были обнаружены и вывезены группой энтузиастов с одного из северных островов России и после реставрации обрели вторую жизнь. Способность советских конструкторов в короткие сроки и малыми средствами создавать автомобили, становящиеся впоследствии легендарными, поистине восхищает!
Дата публикации: 11 июля 2015 г.
Смотрите так же
|
Всю мощь сегодняшнего «Короля дорог», семиместного внедорожника, с отличной проходимостью, марки Mercedes возможно ощутить лишь в процессе езды.
|
Многим автолюбителям пришёлся по вкусу агрессивный и комфортный Accord, так как этот автомобиль имеет массу возможностей и высокие технические показатели.
|
Приобрести новую иномарку мечтают многие. Однако не всегда для этого хватает имеющихся денежных средств.
|